Когда Петр подъезжал в шлюпке к берегу, Юль спустился к нему навстречу. Царь тут же начал очень громко говорить с ним о государственных делах, так что все окружающие могли слышать. Юль стал просить выслушать его наедине, но Петр приказал сказать прямо, в чем его поручение, а когда посланник заговорил шепотом, то он отвечал нарочито громко. «Тем и окончилась эта испрошенная мною частная аудиенция, от которой царь таким образом отделался, чтобы не слышать того, чего слушать не хотел».
У Петра были свои принципы международной политики. Обычным его правилом была политическая добросовестность и верность обязательствам. «Лучше можно видеть, — писал он, — что мы от союзников оставлены будем, нежели мы их оставим, ибо гонор пароля (честь данного слова) дражае всего есть».
Сила внешней политики Петра заключалась также в том. что он не разбрасывался на несколько проблем, а сосредоточивался на одной; этой одной проблеме он и подчинял все усилия своей дипломатии, отказываясь от выполнения других, раз они не стояли на первой очереди. Так, польский вопрос для Петра существовал только в рамках Северной войны. Единственный раз Петру пришлось против воли уклониться от этого основного принципа его внешней политики, — это было в 1711 г., во время навязанной ему войны с Турцией. Этим отличается внешняя политика Петра 1 от колеблющейся и противоречивой политики его предшественников. Такой твердости в проведении определенной линии не было и в политике его ближайших преемников.
Из трех основных задач, которые стояли в период перед Россией в XVII в., одна, шведская,172R—1755 гг. была в основном разрешена при Петре 1.
Оставались две другие — польская и турецкая. Они и являлись стержневыми вопросами русской внешней политики в течение всего XVIII в. Наряду с этим вопрос «европейского баланса» (равновесия) и стремление играть крупную роль в общеевропейских делах и поддерживать международный престиж, приобретенный Россией при Петре I, определяли ряд других дипломатических мероприятий.
После смерти Петра перед русским правительством встал вопрос, придерживаться ли той линии на сближение с Францией, к которой в 1717 г. склонился Петр. Франция была постоянным покровителем и Польши, и Швеции, и Турции — ясно, что согласие с нею могло бы дать России очень много для решения самых основных задач ее внешней политики, которые были связаны именно с этими тремя странами. Но франко-русский союз оказался неосуществимым из-за отказа французского регента.
Женитьба молодого короля Людовика XV на польской принцессе грозила вызвать осложнения из-за Польши'. Франция не желала прекратить и свое покровительство Турции. Раз тте удавалось договориться с Францией по польскому и турецкому вопросам — значит с нею предстояла борьба и против нее надо было искать союзника. Англия не мирилась с господством-России на Балтике и в мае 1726 г. даже послала туда свою "скадру. К тому же она как раз в эти годы искала сближения со своей соперницей — Францией. Другой державой, которая кско-ни была враждебна Франции, являлась Австрия. Искони >че, впрочем, она была союзницей Англии, но как раз в это время между лондонским и венским дворами произошли острые осложнения. В 1725 г. Западная Европа оказалась на некоторое время разделенной на две группировки, никогда ранее не имевшие места: два заклятых врага — испанские Бурбоны и Габсбурги на одной стороне, два других врага: Франция и Англия (и с ними вместе Пруссия) — на другой. Наряду с совпадением позиций России и Австрии по отношению к Франции, обе державы имели единство интересов в Польше, где они хотели удержать за собой решающее влияние и не допустить сколько-нибудь существенного изменения польского государственного строя. Кроме того, у России и Австрии был постоянный общий враг — Турция. Все это, вместе взятое, и прежде всего турецкий вопрос, и привело к тому, что в августе 1726 г. был подписан союзный договор между Россией и Австрией. Австро-Русский союз оказался довольно прочной комбинацией: он просуществовал долго и оказывал большое влияние на общеевропейскую обстановку.