Во второй половине XV в. на международную арену выступает и Русское государство. Первоначально оно носило скромное при Иван© III «Великого княжества Московского» и представляло собой по форме феодальную монархию.
Новое государство, объединившее под своей властью обширные пространства Восточной Европы, заняло видное международное положение. Уже в конце 80-х годов XV в. великое княжество Московское представляло собой весьма внушительную политическую силу на европейском горизонте. В связи с этим возникала необходимость определить его место в той системе государственных взаимоотношений, которая сложилась к этому времени в Европе.
В I486 г. силезец Николай Поппель случайно попал через Литву в Москву. По возвращении он стал распространять молву о Русском государстве и о богатстве и могуществе правящего в нем государя. Для многих все это было новостью. О Руси в Западной Европе ходили до тех пор только случайные слухи, как о стране, якобы подвластной польским королям. «Изумленная Европа, — говорит Маркс,.— в начале княжения Ивана III едва ли знавшая о существовании Московии, стиснутой между: татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных рубежах» 1.
В 1489 г. Поппель вернулся в Москву уже как официальный агент императора Священной Римской империи. На тайной аудиенции он предложил Ивану III ходатайствовать перед им-' нератором о присвоении ему титула короля. С точки зрения западноевропейской политической мысли, это был единственный способ легализировать новое государство и ввести его в общую систему западноевропейских государств — заодно и поставить его в некоторую зависимость от империи. Но в Москве держались иной точки зрения. Иван III с достоинством ответил Поппелю: «Мы божиею милостью государи: на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поетавление имеем от бога, как наши прародители, так и мы...- а доставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим». В ответной грамоте императору Иван III и титуловал себя «божиею милостью великим государем всея Руси». Изредка в сношениях с второстепенными государствами он даже именовал себя царем. Сын его Василий III в 1518 г. впервые назвал себя официально царем в грамоте, отправленной императору, а внук, Иван IV, в 1547 г. был торжественно венчан на царство и тем самым было определено то место, которое его государство должно было занимать среди прочих государств культурного
мира.
Новая 'политическая сила, о юридическом: оформлений которой так заботились дипломаты империи, привлекала внимание Западной Европы и в другом отношении. В 1453 г. Константинополь был взят турками, и вопрос о турецкой опасности встал во весь рост перед всеми европейскими странами. При-' влечь так или иначе Русское государство к общеевропейскому союзу для борьбы с Турцией стало мечтой западной дипломатии,! Внедрение Турции на побережье Средиземного моря в первую очередь угрожало Италии. Поэтому уже с 70-х годов XV в. как Венецианская республика, так и панский престол с надеждой взирали на далекий Северо-Восток. Этим объясняется то сочувствие, с которым был встречен и в Риме, и в Венеции проект брака могущественного русского государя с находившейся под покровительством папы наследницей византийского престола Зоей (Софией) Палеолог. Через посредство греческих и итальянских дельцов проект этот был осуществлен в 1472 г, Посылка в Москву одновременно с невестой, и полномочного делегата» (посла) папы Сикста IV Бонумбре, снабженного самыми широкими полномочиями, свидетельствовала о далеко идущих планах, какие связывались панской дипломатией е этим брачным союзом» Венецианский совет со своей стороны внушал Ивану III мысль о его правах на наследие византийских императоров, захваченное «общим врагом всех христиан», т. е, султаном, потому что «наследственные права» на Восточную империю, естественно, переходили к московскому князю в саду его брака. Еще в 1519 г. папский престол призывал Василия III «за свою отчину Константинопольскую стояти» и выступить «для общего христианского добра, против христианского врага турка, кой держит наследие царя всея Руси»,